В семье растет сын. В семье растет дочь

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5

"Берёзка"

р.п. Коченево Новосибирской области 

                

В семье растет сын. В семье растет дочь

 

 

 

1.

 

Каждый ребенок представляет собой уникальное сочетание характерных особенностей, определяемых полом, телосложением, темпераментом, характером, интеллектом и стилем обучения.

Каждый от рождения уникальный и особенный. Что же это обозначает на практике? Только одно, дети могут очень отличаться от того, какими их хотели бы видеть родители. Каждому даны свои особые таланты, перед каждым стоят уникальные задачи в жизни. Чтобы ребенок мог решать эти задачи, необходимо удовлетворение его индивидуальных потребностей.  Родители должны не просто терпеть особенности своих детей, но принимать их. Нам следует распознать личные потребности ребенка и удовлетворить их.

Опасно думать, будто один ребенок лучше другого или что существует некий единый образец, которому должен отвечать их малыш.

Из того, что дети разные, не следует, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Допустим, Ваш ребенок яблоня, а Вы упорно стараетесь вырастить из него хорошую грушу.

Детям необходимо однозначно давать знать, что с ними все в порядке и что различия между людьми приемлемы.

Для реализации и развития внутреннего потенциала детям необходимо, чтобы родители принимали их, любили, поддерживали, уделяли время и внимание.

Ответственны родители и за то, чтобы помочь реализовать все лучшее, что заложено в детях.

Ведь каждому предназначено уникальное путешествие в этом мире, и перед каждым стоят особые задачи.

Задача наша – предоставить плодородную почву, чтобы из детей выросло то, что в них заложено, а не обязательно именно то, что хотели бы видеть мы. 

Каждый ребенок, независимо от пола, обладает неповторимым сочетанием мужских и женских качеств.

 

2.

 

Очень часто мы полагаем, что ребенку нужно тоже, что и нам самим.  Возможно это ошибка. Познакомившись с типичными различиями между полами, Вы будете знать, что приемлемо, а что неприемлемо для мальчика и для девочки. Недопонимание различий между полами так же часто мешает матери оценить то, что дает ребенку отец, и наоборот.  Чаще всего мама инстинктивно понимает, что требуется девочке, но не мальчику.  Отец же знает, что необходимо мальчику, а не девочке.  Поэтому мы часто даем своим детям то, что нужно бы было нам, но не нужно им. Люди, не догадывающиеся о различиях, обычно предполагают, будто другие станут реагировать на ту или иную ситуацию так же, как реагировали бы  они сами.  Зная о возможных различиях, мы уже не думаем, что, если человек реагирует на наши действия не так, как мы ожидали, значит, в отношениях что-то не ладится. У мальчиков обычно  есть особые  потребности, которые менее важны для девочек. Точно также у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других – любовь. Независимо от возраста мальчикам требуется больше доверия, а девочкам – заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно.  Добиваясь чего- то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогала ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете такую помощь  девочке, она чувствует, что ее любят.  Помощь девочке – это жест заботы, а позволение мальчику делать,  что-либо самостоятельно – жест доверия.

Если мама слишком заботится о том, чтобы удовлетворить ту или иную потребность мальчика, он нередко толкует ее поведение следующим образом: « Она не верит, что я могу это сделать сам». Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится.  Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.

Мамы нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки – на основе внимания и заботы, которые им дарят люди. Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них. Когда малыши встречают пренебрежение к своим нуждам и желаниям, или испытывают боль от того, что эти нужды и желания не удовлетворены, реакция мальчиков обычно состоит в том, что они меньше заботятся об окружающих, а реакция девочек в том, что они начинают меньше доверять.  Задача родителей – дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим; а по отношению к мальчику необходимо проявить больше доверия, приятия и одобрения, чтобы побудить его заботиться об окружающих. Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества – чтобы не испытывать боль от неудовлетворенности. Это не означает, что девочка, которой свойственны мужские черты, непременно недополучила то, что ей необходимо для развития женских качеств. Возможно, у нее просто активный темперамент, вследствие чего эта девочка ведет себя как мальчик. Несмотря на то, что некоторые девочки ведут себя как мальчишки, они все равно остаются девочками, им нужно больше заботы, понимания и уважения.

Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, - однако для него важнее мотивация к действию.  Без мотивации он перестает заботиться о чем бы, то ни было, не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности.

Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих.  Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.

Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь, но мальчик может воспринять предложение о помощи как неверие в его способность сделать дело самостоятельно.  Иногда лучший способ проявить заботу о мальчике – дать ему возможность сделать что-либо самому. Даже если вы уверены, что у малыша ничего не получится, поверьте, что он извлечет из своей неудачи необходимые уроки.  И, пожалуйста, помните: если он потерпит неудачу, воздержитесь от фразы «Ну вот, я же предупреждал».

Конечно, девочкам тоже требуется доверие, приятие и одобрение, но мальчикам для мотивации к действиям обычно необходимо всего этого больше. Мальчик охотно заботится об окружающих, когда чувствует себя компетентным и видит, что его принимают таким, какой он есть.

Понимание того, что у мальчиков не такие потребности, как у девочек, поможет откорректировать свое отношение к сыну, чтобы дать ему необходимое. Подобным же образом, понимание особых потребностей девочек поможет родителям откорректировать свое отношение к дочери, чтобы дать необходимое ей. Иногда мальчик, если он не в силах завоевать необходимое ему доверие, приятие и одобрение, может подавить свои мужские качества и потребности и станет больше похож на девочку. Когда мальчика подавляют чрезмерной заботой, он может стать изнеженным и будет испытывать потребность не в свободе деятельности, но в заботе.  Это не означает, что мальчик, которому свойственны женские черты, непременно недополучил то, что необходимо ему для развития мужских качеств.   Возможно, у него просто преобладает сенситивный темперамент, и поэтому он во многих отношениях ведет себя более женственно. У мальчиков с сенситивным темпераментом уровень женских гормонов бывает повышенным, а уровень мужских – пониженным.  Хотя у сенситивных мальчиков наблюдается много девичьих черт, они все равно остаются мальчиками и нуждаются в доверии, приятии и одобрении.  

 

 

Подведем итоги:

 

 

 

МАЛЬЧИКИ

 

ДЕВОЧКИ

 

 

Больше любви, внимания и признания

 

в ответ на то, что делают, на способность действовать без помощи и на результаты деятельности.

в ответ на то, какие они, что они чувствуют и чего хотят.

 

Испытывают потребность

 

в том, чтобы окружающих радовали их достижения.  Давайте высокую оценку их деятельности.

в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

 

Требуется больше

 

одобрения и мотивации их деятельности, помощи и одобрения.

 

Счастливы, если чувствуют, что

 

в них нуждаются, и они могут оказать кому- то поддержку.

 

могут получить необходимую поддержку.

 

Приходят в уныние, когда чувствуют,

 

что никому не нужны или не в силах выполнить поставленную задачу.

что помощи ждать неоткуда и придется делать все самим.

 

Для того, чтобы

 

заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам необходимо,    прежде всего, доверие, приятие и одобрение.

доверять близким и испытывать  уверенность в себе, девочкам, прежде всего необходима забота, понимание и уважение.

 

Если мы будем знать об особенностях наших девочек и мальчиков, то избежим многих ошибок в воспитании и обучении, облегчим жизнь детям и себе, сделаем ее интересной, радостной и гармоничной.

 

 

А) Проверьте, верны ли ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек.  Согласны ли вы со следующими высказываниями?

1.     Девочки более послушны, чем мальчики.

2.     Девочки лучше относятся к животным, растениям, больным и слабым.

3.     Мальчики мыслят более логично.

4.     Мальчики испытывают больше желания отличиться.

5.     Мальчики больше одарены в математике.

6.     Девочки тяжелее переносят боль, страдание.

7.     Девочки умеют лучше выражать свои мысли.

8.     Мальчики более агрессивны.

9.     Девочки более общительны.

10.           Девочки более ласковы.

11.           Девочки более трусливы.

12.           Девочки более склонны к творческой работе.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

 

1-верно;

2-одинаково;

3-одинаково;

4-неверно;

5-верно;

6-неверно;

7-одинаково;

8-верно;

9-неверно;

10-одинаково;

11-неверно;

12-одинаково.

 

Если вы совершили не больше 3 ошибок – вы отлично ориентируетесь в детской психологии. Спасибо за участие.  Продолжаем.

        

Б) Итак, многие считают, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики в визуально-пространственных. (Исследования Маккоби, Джеклин).

У мальчиков лучше математические способности, больше агрессии; девочки «социальнее», более внушаемы. На девочек большое влияние оказывает наследственность; на мальчиков – среда. У девочек лучше развито слуховое внимание; у мальчиков – зрительное.

         Формирование гендерной устойчивости обусловлено социо-культурными нормами и зависит от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности, как матери, отца к ребенку, так и ребенка к матери, отцу, а также от воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но принимают  девочки и наоборот. Ребенка привлекает пол того значимого лица, от которого он  был отчужден. Мужские качества ценятся выше женских и давление в направлении дефеминизации сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации (женственный мальчик чаще вызывает неодобрение, а мускулинная девочка воспринимается спокойно и положительно).  Девочки чувствительнее к интонации, форме оценки, публичному восхищению.

 

3.

 

Если  вы, уважаемые родители, стараетесь относиться  с уважением и пониманием друг к другу, то это не останется незамеченным. Модель гендерного поведения сформируется сама собой. Мать и отец совершенно по-разному заботятся о ребенке и играют с ним. Мать олицетворяет духовное начало, отец дает социальную опору и авторитет. Материнские прикосновения несут малышу нежность, умиротворение, теплоту, легкость. Отцы поощряют активность, проявление силы, преодоление трудностей, риск. В идеале родители представляют собой пару, где мама олицетворяет «теплый мир», где ничего не требуют и всегда помогут. А папа – посланец другого, взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск и успех, где тоже есть любовь, но она другая. Произошли и позитивные изменения. Встречаются семьи, в которых возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Складывается новая модель отцовства. К сожалению, сейчас увеличилось количество неполных семей, а также семей с ослабленным отцовским влиянием. Сейчас мы разберем наиболее часто встречающиеся ситуации и допускаемые нами ошибки.

 

А) Отец – это первый близкий человек, биение сердца которого малыш не слышит. Кроме того, существует теория, что отцы, присутствующие при родах, привязываются к своим детям и заботятся о них гораздо больше. А младенцы, за которыми отцы ухаживали с первых дней жизни, показывали более высокий уровень умственного и физического развития. Исследования показывают, что отец играет более важную роль в половой идентификации и социализации ребенка.  Отец выполняет важнейший долг перед обществом – передачу запретов ребенку, нарушая тем самым симбиоз между матерью и ребенком. Симбиоз – это переживаемое родителями чувство слияния с малышом, стремление удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей жизни.  Такая связь между матерью и ребенком разрушительна для социализации ребенка.  Необходимо преодолевать стереотип второстепенности роли отца в жизни ребенка.  Если папа не валяется на диване с газетой, не торчит до невменяемости в интернете или у телевизора и не болтается где-то на краю света, то общение с ребенком становится активным и доверительным. Если вы требуете, чтобы сын перестал грубить и лениться, а сами при этом грубы по отношению к окружающим и устраняетесь от домашних дел, то ваши требования  будут неэффективны. Что же нужно знать отцам, чтобы избежать некоторых ошибок в воспитании сына, дочери?

Типичная ошибка отцов состоит в том, что, когда ребенок расстроен или испытывает потребность проявить сопротивление против жизненных неурядиц, они предлагают решение проблем вместо того чтобы просто проявить сочувствие. Отцы порой забывают, что иногда ребенку нужно, чтобы кто-то просто понял причины его огорчения, а не предлагал выход из ситуации.  Если всегда предлагать ребенку решение проблем, он, в конце концов, просто перестает делиться тем, что твориться в его душе. Мальчики говорят о проблемах именно тогда, когда ищут решение, в противном случае они склонны молчать. Если родители не проявляют сочувствия и внимания, когда ребенок выражает недовольство обстоятельствами жизни, малыш интерпретирует их отношение неправильно. Когда взрослые достают из кармана готовые решения, ребенку кажется, будто с ним что-то не в порядке, если он делает проблему из такого пустяка.  Ребенку необходимо не размышлять о том, стоит ли ему расстраиваться  в данной ситуации, но свободно проявлять свои чувства и знать, что его поймут. Если родители воздерживаются от того, чтобы предлагать простые решения, малыши чувствуют, что окружены доверием и заботой, которые им требуются.

Вот некоторые типичные реплики отцов, которые ребенок может воспринять как пренебрежение к его боли и горечи:

Это - мелочи.

Так в чем же проблема?

Все не так плохо.

Это чепуха.

А что я могу сделать?

Как-нибудь справишься.

Это все не так важно.

Все будет в порядке.

Тебе нужно сделать вот что.

Почему ты мне об этом рассказываешь?

 

Исследования последних лет показывают, что ситуация меняется в лучшую сторону. По сравнению с отцами предыдущих поколений, современные мужчины все больше времени проводят со своими детьми.

Понимая, каким образом можно ненароком обесценить чувства ребенка, отцы могут более эффективно давать своим дочерям и сыновьям поддержку, в  которой те нуждаются. Выслушивать детей мужчины порой просто забывают.  Вместо того чтобы дать ребенку возможность выразить свою печаль и разочарование, отцы слишком часто просто пытаются решить проблемы. Умение решать проблемы – очень полезное качество, если именно об этом просят ваши дети. В большинстве же случаев родителю требуется больше слушать и меньше говорить, чтобы ребенок мог просто поделиться тем, что накипело у него на душе. Если вы в некоторых случаях откажетесь от попыток решить проблемы детей, ваша задача станет проще, а дети будут счастливее.  У зрелого мужчины сильно развит  инстинкт защиты, заботы. К сожалению, многие отцы отказываются от ответственности за свою семью, перекладывая ее на жену и детей. Стереотип «культуры отцовства» за последние десятилетия великолепно просматривается в стихотворении А.Л. Барто « Медвежонок – невежа».

 

Советоваться к мужу

Медведица пошла:

-Сынок-то наш все хуже,

Не ладятся дела!

 

Не знает он приличий-

Он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,

В общественных местах.

 

Заревел в ответ медведь:

-Я причем тут, женка?

Это мать должна уметь

Влиять на медвежонка!

 

Сынок – забота ваша,

На то вы и мамаша.

 

Существует мнение, что изменение социальных ценностей может создать моду на ответственное отцовство и активное участие мужчины в жизни детей, воспитание дочерей и сыновей с учетом гендерных особенностей.

 

         Б) Мама – это первый близкий человек, биение сердца которого ребенок слышит еще до рождения. Быть матерью – одно из самых ответственных призваний человека.

         Симбиотические связи характерны для матерей, чья любовь к ребенку заменяется заостренным беспокойством о нем, парализует собственную активность и ведет к развитию зависимого поведения. Такая связь разрушительна для социализации ребенка.

Типичная ошибка матери – непрошеные советы, когда ребенок плохо себя ведет, совершает ошибки или, как ей кажется, нуждается в помощи.  Женщины любят все усовершенствовать, чаще всего исходят из того, что как бы хорошо не обстояли дела, они всегда могут идти еще лучше.  Женщинам нужно помнить, что, точно также как дети не нуждаются в том, чтобы кто-то решал их проблемы, не нуждаются они и в усовершенствовании. Если мать слишком беспокоится о своем ребенке или дает ему слишком много советов, она подавляет его своей заботой и лишает доверия, необходимого для нормального развития.  Склонность матерей беспокоиться, поправлять и давать советы особенно вредит мальчикам. Общее правило таково: после того как вы один раз поправите своего ребенка, нужно 3 раза отметить, что он делает что-то хорошее. Три позитивных сигнала на один негативный – нормальная пропорция.  Еще лучше не поправлять детей прямо, при помощи совета, но просто направлять их к определенному поведению.   Давая ребенку новое направление, вы сосредоточиваетесь не на том, что он делал неправильно, а на успешной деятельности. Если вы обращаете внимание на то, чего хотите от ребенка, и на то, как это сделать, малыш сопротивляется меньше. Позже, когда ребенок будет готов принять ваши объяснения, он попросит вас объяснить и выслушает.

                  

Несколько примеров:

 

Не кричи в доме.

У тебя в комнате полный бардак.

Пожалуйста, говори тише.

Не уберешь ли ты в комнате?

Наведи, пожалуйста, порядок.

 

Побуждая детей к сотрудничеству, женщина освобождается от необходимости читать лекции или поправлять своих детей.  Дети естественным образом учатся, что хорошо и правильно, успешно выполняя то, о чем их просят.  Если мать поправляет малыша или дает ему не прошеные советы, тот воспринимает это как знак, что он недостаточно хорош или с ним что-то не в порядке. Если ребенок прямо просит совета, слова родителей могут оказаться полезными. Проблема состоит в том, что мамы часто дают слишком много советов, и в результате дети вообще перестают слушать. Особенно нецелесообразно давать советы в тот момент, когда ребенок сопротивляется вашей воле. Это может привести к тому, что у него понемногу разовьется предубеждение  против того, чтобы просить совета даже тогда, когда это ему потребуется. Ребенок понимает, что о нем заботятся, но не чувствует, что ему доверяют. Когда такой малыш станет взрослым, он, возможно, будет вспоминать о материнской любви и заботе с большой теплотой, не понимая при этом, почему он всего боится и никогда не решается пойти на риск.  Если вы не перегружаете ребенка советами, то став постарше, он станет сам к вам обращаться. Ели вы требуете от девочки  ласки, внимания к членам семьи, но сами при этом ведете себя грубо, соответственно ваши требования не будут выполняться.

         Мальчики более чувствительны, когда им предлагают готовые решения, чем девочки. Девочка может сильнее сопротивляться совету, но все же продолжает делиться с родителями своими чувствами, хотя и гораздо меньше, чем ей требуется. Мальчик вообще утрачивает любую тягу к общению.  Если отец или мать дают мальчику не прошеные советы, он перестает делиться своими проблемами, перестает задавать вопросы и, самое главное, перестает слушать.

Одно из существенных различий между мальчиками и девочками состоит в том, что мальчики забывают, а девочки помнят. Иногда мать слишком сильно беспокоится от того, что сын забывает о ее просьбах.  Папы же беспокоятся, что дочери говорят о своих проблемах намного больше, чем считают необходимым отцы.  В стрессовой ситуации мальчики сосредоточиваются на какой-либо задаче, а девочки испытывают потребность выговориться. Для того чтобы преодолеть стресс, мужчины и мальчики стараются сосредоточиться на чем-то одном: на проблеме, которую необходимо решить, на какой-либо насущной задаче. Чем тяжелее стрессовая ситуация, тем глубже они забывают обо всем, кроме своей текущей задачи. Мужчина может настолько сосредоточиться на работе, что забудет о собственном дне рождения, годовщине свадьбы и даже о дне рождения ребенка. Не зная об этой особенности мужчин, женщины нередко принимают забывчивость мальчиков и мужчин за безразличие.

В состоянии стресса женщина склонна помнить больше; ей  трудно забыть о важных вещах и обязанностях. Поэтому после тяжелого дня женщина обычно хочет вспомнить и поговорить о нем, а мужчина старается забыть обо всех заботах и расслабиться. Мужчина для того, чтобы отпустить стресс, забывает о неприятностях, а женщина – вспоминает их. Осознав эти различия, мы  можем не только улучшить отношения со своим спутником жизни, но также лучше понять и поддержать своих детей.

Очень часто, когда маленькая девочка начинает жаловаться, ей на самом деле нужно вспомнить прошедший день и поговорить о нем. Папа должен понимать. Что от него не требуется решение проблем и поэтому не следует торопить дочку, чтобы она перешла к сути. Девочке нужно время, понимание и  внимание папы, чтобы разобраться в себе и отпустить накопившийся за день стресс.

В стрессовом состоянии мальчики склонны блокировать любые стрессовые послания извне. Если мама чего-то требует или придирается к нему, это – стрессовое послание, и мальчик склонен его забывать. Чтобы сыну было проще запомнить просьбу, нужно формулировать ее позитивно, вероятность того, что мальчик запомнит и выполнит ее, увеличится.

С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной компетентности.

Присущая ребенку способность к подражанию позволяет ему выбрать среди окружающих определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое « приравнивание» себя к личности человека – образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

Очень часто в семье современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие – отсутствие  стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является одна мама или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира.  В других  случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, полностью копируют своих мам и бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и строить отношения с представителями противоположного пола.   Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряженные, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой – они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как сыну исполнилось 5-6 лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в этом вопросе, то есть компетентными.  При этом компетентность не может появиться в результате того, что прослушана лекция, или консультацию провел специалист.   Нет.  Компетентность предполагает овладение культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана.

Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение полной социальной катастрофы. Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией.

В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития мальчиков и девочек дают им опору, которая на многие годы определит характерные особенности личности.  В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители.

В результате специального изучения было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей(82%) положительно относится к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, но при этом только единицы (5%) знают, как это делать.

 

 

4.

 

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

 

1.Играть.

К сожалению, не у всех детей процесс принятия и осознания игровой роли проходит естественно и просто. Традиционно способы игровой деятельности ребенок заимствовал от старших по возрасту детей, постепенно перенимая их игровой опыт. В настоящее время большинство детей воспитывается в семье с одним ребенком, и дети сообща не играют во дворе. В дошкольном учреждении ребенок находится среди сверстников, у которых игровой опыт примерно такой же, как  его собственный. Следовательно, большинство современных детей полностью лишены возможности приобретения игрового опыта. В результате страдает общее развитие ребенка, и психологи считают, что если к 3 годам ребенок не играет вообще, то это считается грубой задержкой в его развитии.  Выход  из создавшейся ситуации  имеется только один – детей надо учить играть, как в детском саду, так и в семье. В процессе руководства игрой создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе, иными словами, игру необходимо «запустить», а дальше наблюдать за ее развитием.

Игровой тренинг.

 

2.Читать.

У художественных произведений много заместителей (они не требуют напряжения ума,  формирования мысли). Телевидение, компьютер дают уже сформированные образы, не всегда правильные. Компьютер имеет право быть союзником, помощником, но не заместителем, так как дает готовый образ, не требующий размышлений.  Чтение же – это превращение закодированного авторского опыта в осознание, что лучше, чем нравоучения и указания.   Важно умение становиться на позицию героя, перенестись к тем событиям.  Основа для приобретения индивидуальности, через гендерные образы персонажей ребенок подходит к пониманию себя. Очень полезно сопоставление того, что прочитал с ежедневным опытом.

 

3. Личный пример.

Стремление быть гармоничным в проявлении себя, как папе, так и маме -  это счастливая возможность для ребенка овладеть гендерной культурой.

 

4.Согласованность требований, предъявляемых к ребенку в саду и дома всеми членами семьи.

 

5. Родительская солидарность мамы и папы – надежный воспитательный стержень в семье, ведь солидарные родители – «позвоночный столб семьи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 07.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения