учитель - логопед советует

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5

"Берёзка"

р.п. Коченево Новосибирской области 

                

учитель - логопед советует

 

 

Книги - источник развития речи детей: когда, как и что читать.

Прививать интерес к книге нужно как можно раньше, когда ребенку все интересно.

Зачем нужны книги? С их помощью мы развиваем так называемое «Эйдетическое чтение», при котором печатное слово вызывает внутренний видеоряд; постепенно ребенок учится видеть внутренним взором картины, нарисованные автором, у него проявляется связь между словом и внутренними образами, развивается фантазия. Происходит это постепенно, поэтому идти надо «от простого к сложному». Сначала книги с простым ритмичным текстом и хорошими иллюстрациями – они будут давать толчок «видеоряду», но не заполнять его целиком, а оставлять место для фантазии. Потом все сложнее и сложнее текст, все меньше и меньше картинка к нему.

Когда читать?

Если вы с рождения разговариваете с малышом, рассказываете ему стихи, он более подготовлен, чем его сверстники.

Будет неплохо, если вы начнете с произведений А.Барто или К.Чуковского. сначала рассказывайте наизусть «Телефон», «Муху-Цокотуху», а потом и другие стихотворения и рассказы. Приступать к совместному «чтению» лучше до полугода, когда ребенок еще не так много внимания уделяет ползанию и ходьбе. Книгу держите перед ним, желательно, чтобы страницы были большие, с крупными иллюстрациями; изображения должны быть похожи на реальные предметы.

Что читать?

Помните, что книги лучше выбирать такие, с которыми малыш может сам справиться, например, открыть – закрыть, перенести с одного места на другое, перевернуть страницы.

Когда ребенок подрастет, ему легко будет заучивать стихи.

Не забудьте и про фольклорные произведения. Начинайте с ритмических, потом переходите к простым сказкам – «Курочке Рябе», «Репке» и т.п. Чуть позднее пойдет С.Маршак, позже сказки А.С. Пушкина, ближе к школе – Даниил Хармс, Борис Заходер и др. помните, что вы можете «читать» и рассматривать картинки и в более «взрослых» книгах, не пренебрегайте детскими энциклопедиями. Кстати, дети любят подрожать, и если малыш часто видит вас с книгой в руках, успех обеспечен.

Как читать?

Не обязательно читать сразу весь текст, важно научиться в соответствии с возрастом ребенка упрощать сюжет, отбрасывать «ненужные» детали. Для годовалого ребенка пусть это будут 3-4 предложения «с показом»: «Вот баба, вот колобок, а это кто, зайчик?». Со временем пусть ребенок сам показывает в процессе вашего чтения, а вы используйте детали. Стихи (их упрощать не надо) выбирайте с повторами. После полутора лет ребенок вполне может вставлять пропущенные словечки в любимые стихи.

Если вы все-таки упустили время – малыш подрос, а с книгами не подружился, придется проявить терпение. Предоставьте ребенку свободу. Если он начал листать книгу, привлеките его внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено: «Вот мишка». Потом фиксируйте внимание на деталях: «Видишь, у него бочонок с медом», потом перескажите текст, показывая героев и предметы, затем перечитайте подписи под картинками, а в заключении сказку полностью. Эти упражнения могут растянуться на несколько дней. Только не заставляйте ребенка слушать, если у него нет желания.

Внимательно следите за утомляемостью ребенка, заканчивайте немного раньше, чем он устанет. Как только заметите признаки утомления, переключите внимание ребенка на другой вид деятельности. И пусть чтение всегда будет праздником! Берите в руки книгу, когда вы оба пребываете в хорошем настроении, когда у вас есть достаточно времени. Не читайте наспех, если куда – то торопитесь.

Радуйтесь вместе с героями, помогите ребенку ощутить ритм, который заложен в стихотворении, отстукивайте его ладошкой или ногой, изображайте то, что можете изобразить: какой круглый колобок, какой зубастый волк и т.п. Почувствуйте себя ребенком.

Читаем в слух

Читайте в слух как можно больше и дольше (даже когда ребенок умеет читать сам). Если систематически читать ребенку в слух, у него развивается логическое мышление: он усваивает структуру произведения и законы развития сюжета, формируется умение слушать, малыш узнает новые слова, многому учится. Дети, которым ежедневно читают в слух, задают по книгам 10 – 15 тысяч вопросов в год. А чем больше знаешь, тем больше хочется узнать.

Запишитесь вместе с ребенком в библиотеку. Там он сможет сам выбирать книги и вообще почувствует себя «большим».

Бывает, что ребенок отказывается слушать, когда ему читают. Чем это можно объяснить?

1.     Ребенок устал или болен, в данный момент хочет заняться чем-то другим, вы отвлекаете его от интересной игры и т.п. Попробуйте выбрать для чтения другое время.

2.     Нужна книга с другими иллюстрациями, другого автора, более простая для восприятия, другого жанра или на другую тему. Интересуйтесь вкусами ребенка. Пусть он сам выберет книгу в магазине.

3.     Возможно, ваш ребенок еще не дорос до «прозы» или полного прочтения текста.

4.     Вы плохо читаете (скучно, монотонно, быстро и т.п.).

5.     Ваш ребенок непоседа (в данном случае начинать нужно с малого и постепенно увеличивать время).

6.     Во время чтения вам не удается установить с ребенком тесный контакт (вы постоянно отвлекаетесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи).

7.     Вашему ребенку просто нужна новая книга, «старые» надоели.

 

Дата последнего обновления страницы 07.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения